2005 г.
Назад!
ДОГНАТЬ БАБУИНА!

Несколько лет назад ученые пришли к выводу, что в мире появляется новый вид социального неравенства: люди делятся на тех, кто умеет обращаться с компьютером и на тех, кто не умеет. А поскольку при наличии компьютера возможностей учиться, осваивать иностранные языки, получать любую информацию, работать и общаться с людьми у человека становится гораздо больше, то те, кто с компьютером незнаком, оказываются среди отстающих и потому беднейших слоев общества. Так что освоение компьютера сейчас дело жизненно необходимое. Кому же и как легче всего перейти «на ты» с этой электронной машиной?

Общепринято, что быстрее всего осваивают новое дети. И чем они младше, тем лучше.
Правда, самому компьютеру с детьми приходится более тяжко, чем со взрослыми. Рассказывают, например, что, когда четырехлетний ребенок был на полчаса оставлен один на один с компьютером, он так страстно долбил по клавиатуре, что к возвращению взрослых пол-винчестера было отформатировано на низком уровне, то есть информация восстановлению уже не подлежала. А для этого нужно или программу написать, или хотя бы длинную команду в нужной строке дать.
В семье Афанасьевых компьютер появился за год до рождения Кирюши. Так что с первых дней жизни Кирилл смотрел в монитор компьютера, на котором семья, в основном, азартно играла в «бродилки». В результате, пока его 8-летняя сестренка Даша кричала: «Мам, а как включить Pandemonium?» - полуторагодовалый Кирилл щелкал мышкой по ярлыку этой игры на рабочем столе и в появившемся окошке среди трех кнопок выбирал «Старт». Игра запускалась. В два с половиной года, еще не зная даже русские буквы, Кирилл без посторонней помощи научился открывать список директорий на диске и выбирать там нужные ему папки и файлы. Иногда Кирюша ставил взрослых в тупик. Когда ему было лет пять, из-за небольшого сбоя в программах, чтобы запускать некоторые игры, нужно было на черном экране набрать сначала строку: «C:WINDOWScd c:», а затем «c:Nortonnc». Родители Кирилла, набив под диктовку знакомого программиста эту строку, бумажку с записью «шифра» на будущее тут же потеряли. Кирилл же на следующий день набрал эту строку без ошибок с первого раза.
Интерес к компьютеру у Кирилла проявлялся волнами. Иногда он проводил у монитора целые дни (для здоровья это, конечно, совсем не полезно, но мы сейчас не об этом), а через пару недель, поскольку новых игр и программ в машине не появлялось, страсть к PC угасала, и Кирюша на пару месяцев переключался на возведение дворцов из кубиков и запускание по полу машинок. На четырехлетие родственники подарили юному автолюбителю классическую настольную игру «За рулем». Ту самую, где по вертящемуся кругу с изображением городского пейзажа лавирует пластмассовая машинка. Проехав полкруга, машинка под управлением Кирилла врезалась в стену.
- А можно сделать, чтобы здесь был огонь, взрыв и чтобы человечек из машинки выбегал? – всерьез поинтересовался Кирилл, вспомнив любимые компьютерные автогонки.
Взрослые пришли в ужас, решив, что у ребенка от постоянного общения с компьютером сформировалось ненормальное представление о мире. Однако с тех пор прошло еще два года, и никаких аномалий в поведении и рассуждениях Кирилла незаметно. Сейчас он пытается изучать на компьютере физику.

Впрочем, молодежь, которая компьютер в раннем детстве не видела, тоже легко осваивает его в старших классах и на первых курсах вуза. Чаще всего толчком к этому служит написание рефератов. В крупных городах учителя в наше время очень редко разрешают сдавать работы, написанные от руки, поэтому школьникам и студентам приходится срочно осваивать хотя бы Word. Студентка Наташка пользовалась для этого компьютером в семье двоюродной сестры. Недавно купленная машина всему семейству пока еще казалась чудом техники, методы обращения с которым оставались весьма загадочными. Наташка же, которой на уроках информатики смысл многих операций оставался загадочным, а методы исполнения – крайне сложными – познакомилась с компьютером быстрее всех. Перешла с ним на «ты» методом тыка. Современные компьютеры, к счастью, имеют определенную защиту «от дурака» (которую, конечно, при желании можно обойти). Почти всегда можно успеть щелкнуть по кнопке «Отмена», а если пользователь выбрал серьезную для машины операцию, компьютер несколько раз переспросит: «Вы действительно хотите удалить этот файл?», «Этот файл является программой, вы все еще хотите его удалить?», «Файл слишком велик и не помещается в «Корзину», вы уверены, что хотите удалить его безвозвратно?». И даже после этого остаются способы вернуть утраченную информацию. Наташка, бессовестно этим пользовалась и щелкала куда попало, так что в первый же день изучила понятия дефрагментации диска и форматирования дискет. Есть предположения, что сейчас, спустя несколько лет, у компьютера иногда едет крыша именно из-за тех первых опытов, но все-таки машина до сих пор работает и именно с Наташкой «дружит» лучше всего. И все это Наташка узнала, в первую очередь, ради рефератов, которых приходилось писать по десятку в семестр.

Сложнее всего приходится в освоении компьютера людям среднего и старшего возраста. Интерес к новому ослабевает, все кажется слишком сложным, времени не так много, да и особой необходимости в компьютере нет – жизненный опыт показывает, что можно все делать и без него. Игры, с помощью которых осваивают клавиатуру и мышь малыши, не слишком захватывают. А особенно осложняет все осознание, что компьютер – вещь весьма дорогая, что его надо беречь и нельзя испортить. Чтобы человек в солидном возрасте научился компьютерной грамотности, нужно, чтобы у него была в этом серьезная необходимость (тех же рефератов от него ведь уже никто не требует…).
У Эдуарда Захаровича, грузина лет пятидесяти пяти, была маниакальная и не такая уж бредовая идея, что сотрудники его фирмы воруют у него деньги, скидывая заказы конкурентам. А поскольку он не понимал, что такое компьютер и близко к нему не подходил, то был уверен, что деньги воруют через эту электронную машину. И однажды попросил приходящего программиста Сашу показать ему в компьютере «какую-нибудь вещь, которая будет полностью контролировать, кто и сколько ворует». Грубо говоря, чтобы на экране было написано – «менеджер Сидорова своровала у тебя столько-то». Программист переосмыслил эту фразу и объяснил предпринимателю, как можно посмотреть, кто и что делал на каждом офисном компьютере – какие файлы были стерты и какие письма удалены из электронной почты. А уж когда Эдуарду Захаровичу показали программку, где отображались копии экранов сотрудников – он был жутко доволен.
Заинтересовавшись компьютером, первое, что самостоятельно сделал на нем Эдуард Захарович – отправился на порносайты. По-видимому, знал он одну-единственную такую страничку, потому что периодически стартовой страницей в Internet Explorer’е становилось изображение старой голой женщины. Саша удалял эту ссылку, но старая дама появлялась снова и снова. Эдуард Захарович сдаваться не хотел… В конце концов интерес к вычислительной технике у бизнесмена в годах перешел на новый уровень. Саша по его просьбе нашел преподавательницу информатики, которая раз в неделю стала приходить к Эдуарду Захаровичу и давать ему уроки. Уже на первом занятии тот узнал, что такое «дабл клик», и это стало для него большим прорывом…

Ровесник же Эдуарда Сергей Анатольевич освоил компьютер совершенно самостоятельно. Компьютер в офисе небольшой некоммерческой организации, где он по дружбе помогал начальнику и заодно числился охранником, по вечерам оставался в полном его распоряжении. Сначала Сергей Анатольевич по просьбе руководства искал в Интернете кровельные материалы, познакомившись таким образом и с Яндексом, и с прочими ресурсами всемирной сети. Через несколько месяцев, по настойчивой просьбе сына, живущего в другом городе, написал ему письмо по электронной почте и долго удивлялся и не верил, как это просто и быстро. А потом пенсионер стал сочинять собственную книгу, и так увлекся этим, что не только освоил Word, но и, уволившись с фирмы, купил себе подержанный компьютер с принтером и продолжил литературные труды в собственной квартире, ежедневно перекидываясь электронными письмами с далеко живущими родственниками…

Что можно в итоге посоветовать тем, кто все еще не понимает, с какой стороны подойти к компьютеру? Во-первых, купить его. И для начала лучше машину попроще и подешевле, которую не так страшно испортить.
Во-вторых, прочитать хотя бы половину книжки с названием вроде «Компьютер для чайников». Лучше прочитать до конца, а то старшеклассница Юля, которой родители подарили компьютер, умудрилась в первые же полчаса отформатировать жесткий диск, как написано на первых страницах такой книжки. Не понимая, что продавцы уже диск отформатировали и установили на нем все нужные программы. После ее экспериментов все эти программы, включая и Windows, пришлось инсталлировать заново.
В-третьих, найти себе цель – зачем компьютер нужен именно вам. Записывать ли на нем свои стихи, искать товары или рецепты в Интернете, переписываться по электронной почте, которая несравнимо оперативнее обычной, редактировать домашнее видео или же просто играть в «Поле чудес». Тогда знакомиться с техникой будет куда интереснее.
И, в-четвертых, почувствовав себя ребенком, тыкать мышью куда попало, читая все надписи, появляющиеся на экране и помня, что всегда есть кнопка «Отмена», «Cancel» или на клавиатуре – «Esc». Ну или почти всегда…
И напоследок, чтобы подбодрить «чайников», напомню несколько промелькнувших недавно новостных сообщений. В Англии в прошлом году компьютерные курсы окончила 98-летняя Мэри Робинсон. В процессе обучения старушка даже опережала значительно более молодых однокурсников и прослыла старательной и любознательной ученицей. Теперь она делает покупки в Интернет-магазинах, пишет тексты и раскладывает на компьютере пасьянсы. Индийские же ученые недавно выяснили, что неграмотные уличные дети без посторонней помощи овладевают простейшими навыками работы на компьютере за несколько минут. В бедном районе Дели в стену здания вмонтировали сенсорный монитор и «гавроши» за несколько дней самостоятельно научились бродить по Интернету, использовать буфер обмена, таскать по экрану иконки и создавать новые директории. Они разобрались с тем, как работает программа MSPaint и рисовали в ней картинки, в первый месяц научились скачивать из Интернета игры и играть в них, а на второй месяц эксперимента уже лихо скачивали mp3-файлы и слушали музыку. А вот американские ученые выяснили, что освоить компьютер могут даже… обезьяны. Бабуин способен, например, найти нужную картинку через семиуровневое меню или освоить язык программирования Visual Basic, чтобы менять программные настройки и редактировать параметры файлов (хотя вот язык Java не дался ни одной обезьяне). Забавно, что как только бабуин осваивал клавиатуру или сложные меню, его социальный статус среди сородичей резко возрастал. Ученые считают, что в ближайшие 10 лет большую часть примитивных операций в программировании и в тестировании программ будут выполнять обезьяны. Неужели все мы не догоним бабуинов?

Hosted by uCoz