К оглавлению!
ПОСЛЕСЛОВИЕ

Читатель! Если за плечами у тебя хотя бы три года гуманитарного высшего образования, ты, конечно, знаешь, что все преди- и послесловия пишутся не только с целью помочь студентам в написании рефератов, но и с тем, чтобы пресечь все возможные попытки... как бы сказать помягче... ну... неканонического толкования, что ли! Поэтому, первоначально отдав наше детище в печать без каких-либо вступительно-заключительных статей, мы очень скоро передумали и забрали рукопись на доработку. И вот до чего мы доработались...

Первая часть "Магды" схематична и сумбурна. Главные герои в ней через одного ухмыляются, наставительно говорят и злобно радуются. Сюжетные же линии, едва успев начаться, обрываются - "кто в лес, кто по дрова" - как уже было отмечено в предисловии.
Это сейчас, post factum, можно говорить о поэтике фрагмента и "stream of conscience", ссылаться на Новалиса, Шлегеля, Джойса, задним числом объясняя несуразность начальных глав... Но скажем прямо: на первом этапе создания бессмертной "Магды" хаотичность не просто приветствовалась, - она считалась высшим пилотажем и недоступным для простых смертных шиком. Каждый из авторов спал и видел или, вернее, не спал и думал, как бы так измыслить, на какой бы такой оригинальной фразе закончить, чтобы собрат по перу ну совершенно растерялся и не знал, что писать дальше...
К началу второго тома мы немного посерьезнели, повзрослели и научились обращаться с творческим наследием минувших веков более цивилизованно. Почти дословно списанные у Ильфа-Петрова куски уступили место намекам, аллюзиям и стилизациям. К концу первого тома почти окончательно сложились типажи действующих лиц. Хотя, как это видно из "Отрывков и набросков", мучительные поиски образов главных героев не прекращались авторами ни на минуту.
Впрочем, серьезность, степенность, даже зрелость второй части - понятие относительное. Неосознанная жажда дионисийства и стремление авторов к творческому хулиганству сублимировалась на последних страницах "Магды" в какое-то феерическое действо с переодеваниями, превращениями и полетами в воздухе! Настоящий бахтинский карнавал!.. метаморфозы Аристофана!.. гофманиана Гоголя!.. булгаковщина Зощенко, наконец!.. Тут остановимся и переведем дух...
Уф... Продолжать, наверное, не стоит. Знающему достаточно. Хотелось бы сказать вот о чем:
Эти 70 страниц сохранят (хочется надеяться!) многое из того, что со временем забудут и авторы, и их ровесники-читатели. Зато читатели грядущие (а такие у "Магды" - как у всякого бессмертного произведения, - конечно, будут!) почерпнут из этого двухтомника ценнейшие сведения о студенчестве 90-х. Сведения, которые обязательно понадобятся, когда они, по примеру Волковой и Трубилиной, начнут раскрашивать черно-белую жизнь яркими красками магдизма...



Hosted by uCoz