("РГ"-2004) |
Назад! |
СВЕТОТЕНИ МОСКВЫ
Лет на 20 отстают Москва и Петербург от Парижа, Лиона и других французских городов. Так оценили качество уличного освещения в наших столицах ведущие светодизайнеры мира Ален Гильо и Роже Нарбони. Французские мэтры впервые приехали в Москву, и пробыли здесь всего пару дней. Но уже успели оценить потенциальный фронт работ. - В четверг нас провезли по ночным улицам, и у меня создалось впечатление, что Москва – это огромный красивый город с богатым культурно-историческим наследием, - корректно сказал Ален Гильо. – То освещение, которое уже сделано сейчас, помогает понять его суть и дух. Хотя, конечно, есть здания, которые либо плохо освещены, либо очень неудачно, есть над чем поработать, так что Москва – большое поле деятельности для нас. Но и вы, и другие страны сейчас подошли к переломному моменту, когда можно перейти на новый этап в освещении улиц, на более высокий уровень. Роже Нарбони был более конкретен: московские улицы освещены плохо, площади – плохо, бульвары – плохо. - Уличное освещение в Москве очень бьет в глаза, на него наслаивается освещение отдельных домов. Из-за этого получается неприятный эффект – фасады просто тонут, их не видно за обилием света. – отмечает дизайнер. – И еще меня поразил диссонанс, который возникает между освещением, например, мостов или третьего кольца и историческим центром города, который не особо подсвечен. Но вообще пока у меня очень поверхностное впечатление о Москве, поскольку во время нашей экскурсии была очень плохая видимость, шел снег, а это самое худшее время для осмотра – свет при этом поднимается вверх, и понять что-либо трудно. По словам Алена Гильо, Москва, как и Санкт-Петербург, где мэтр занимался освещением Эрмитажа, находятся на том уровне светового дизайна, на котором французские города были двадцать лет назад. Хотя подвижки в лучшую сторону у нас есть, и уже можно говорить о некоем световом образе наших городов. Сейчас в Москве художественно подсвечивается более 500 различных зданий, и с каждым годом число красиво светящихся сооружений увеличивается. Скажем, как решили городские власти нынешней весной, к Новому году должны предстать в новом свете здания МГТУ имени Баумана, Новоарбатский мост, особняк Демидова в Басманной слободе и некоторые другие объекты. Однако, судя по лекциям светодизайнеров, в первую очередь, нужно разрабатывать схему освещения города в целом. Роже Нарбони создал подобные проекты уже для 75 городов, в числе которых Нант, Бордо, Тулуза, Афины, Милан, Брюссель и другие. По мнению дизайнеров, подсветка должна не только освещать дорогу спешащим в темноте домой горожанам, но и давать представление о планировке населенного пункта, его рельефе, исторических и природных достопримечательностях. Нужно, чтобы с помощью света складывался определенный образ и чтобы ночной пейзаж в каждом городе был особенным, так что можно было бы хотя бы в общих чертах определить, куда вы попали – в Европу, Азию, Америку, морской порт или горный поселок. Скажем, мэр Клермонта-Феррана, одного из французских городков, хотел, чтобы светом были подчеркнуты старинные здешние церкви, однако специалисты убедили его, что гораздо выгоднее подчеркнуть небольшой подсветкой возвышающиеся у окраин Клермонта древние вулканы. Церкви есть почти в каждом населенном пункте Франции, а древние вулканы – только здесь. А в другом городе на главной улице, которая когда-то была речным руслом, были расставлены светильники, похожие на те, что устанавливают на набережных, что напоминало об истории населенного пункта. Так что в Москве световыми акцентами, видимо, нужно подчеркивать семь ее легендарных холмов, русло Неглинки или все же Кремль и прочие древности. Надо сказать, что Роже Нарбони занимается, в основном, как раз освещением городов в целом, Ален же Гильо работает с освещением отдельных объектов – занимался подсветкой телебашни в Шанхае, Эйфелевой башни, зданием мэрии в Марселе и многими другими сооружениями. - Мне кажется, что интереснее всего работать над освещением мостов, - говорит Ален. – Так что, если бы мне пришлось выбирать объект для подсветки в Москве, я бы занялся одним из мостов через Москву-реку. И, конечно, Красная площадь тоже меня очень интересовала бы с этой точки зрения. Точно сказать, каким должно быть освещение в Москве, дизайнеры сейчас не могут – слишком мало видели город. Возможно, значительный рывок «к свету» наша столица сделает после того, как ее примут в Международную ассоциацию освещения городских общин (LUCI). Французские дизайнеры очень хотели бы, чтобы Москва вступила в эту организацию (не исключено, что это произойдет уже через неделю, когда в Лион, чей мэр возглавляет это объединение, прибудет российская делегация). Тогда ведущие светодизайнеры усиленно возьмутся приводить в порядок московское освещение. |